Ремонт системы зажигания на моторах GDI
- Информация о материале
- Автор: Владимир Бекренёв
- Просмотров: 34088
Система зажигания на моторах GDI.
На моторах GDI применяют систему зажигания COP система (Coil on Plug - "катушка на свече") с индивидуальными катушками на каждый цилиндр. При такой схеме имеется возможность оценить пропуски искрообразования и вовремя диагностировать неисправный цилиндр по работе катушки.При всех плюсах этой системы есть один существенный недостаток. На первых моторах- при неисправной катушке зажигания нет блокировки двигателя(Такой алгоритм применён на моторах тойота D-4). И если владелец пропустит отказ катушки зажигания и будет продолжать эксплуатировать автомобиль, то возможны серьезные поломки мотора.
Бензин разжижит моторное масло и разрушит стенки цилиндров. Принципиальные схемы систем зажигания.
Неисправности в системе зажигания у моторов GDI.
Уязвимым местом в системе зажигания являются свечи. На моторах применяют свечи BKR5(6)EKUC; BKR5(6)EKUD; IZFR5B PZFR5(6)B; BKR5ETUA.
Износ свечей зажигания нередко приводит к печальным последствиям. При критичном увеличении зазора на свечах, как правило, происходит пробой высоковольтных наконечниках катушек. При этом цилиндр перестает работать - искрообразования в цилиндре не происходит. На фотографиях примеры внешнего пробоя и выгорание центральных электродов свечей.Примеры.
Искра начинает пробивать по керамике свечи вне цилиндра. При наборе оборотов двигатель «дробит», возможны прострелы и сильная детонация. Ремонт заключается в замене свечки (или комплекта свечей) и замене высоковольтного наконечника. Примеры прогаров в высоковольтных наконечниках катушек зажигания.
В полевых условиях возможен временный ремонт, который заключается в срезе угольной дорожки в наконечнике и с керамики свечки. Прогары на наконечниках можно временно, до замены, обмотать несколькими слоями изоленты. Важно на моторах следить за сроком пробега работы свечи. И производить замену вовремя. Из-за халатности владельцев нередки случаи обгорания центрального электрода и разрушения керамики свечи.
Для замены свечей потребуется специальный ключ. Обточенная головка на 16мм с внешним диаметром 20,5мм. Если использовать обычный свечной ключ (внешний диметр 22мм) - он неминуемо застрянет в свечном колодце и вынуть его без серьезного разбора будет проблематично.
Пример застрявшей свечной головки обычного диаметра в свечном канале головки блока цилиндров.
Важный момент. По нагару на свече можно косвенно определять состояние топливной системы. На отечественном бензине керамика свечи (вариант с правильной подачей топлива) имеет небольшой сажевый налет. Чистым остается только верхняя часть керамики. Полностью чистая керамика говорит о переобеднении топливной смеси. Полностью засаженная керамика говорит о переливе или о текущем, капающем (негерметичном) инжекторе. Рекомендация от производителя по чистке и проверке свечей.
Пример оценки состояния топливоподачи по нагару свечи.
Деформация электропроводки катушек зажигания.
Зимний запуск моторов GDI всегда трудный. При использовании «летних» бензинов запуск всегда лотерея. Неподготовленный водитель, стараясь запустить мотор – крутит стартером до полного высасывания батареи. При этом закономерно заливает свечи зажигания. Керамика на залитых свечах покрыта черным сажевым налетом. Сопротивление изоляции свечки резко уменьшается. Происходит «замыкание» электродов свечи.
При попытках вынуть свечи на морозе (модная, на сегодняшний день, тенденция зимнего авторемонта под названием – «отогрев авто на выезде» - автозапуск) владельцы или механики деформируют на морозе провода катушек (ломается изоляция провода). При замыкании проводов сгорает как сама катушка, так и управляющий транзистор в блоке управления двигателем. А это уже серьезные финансовые траты по восстановлению ЭБУ и замене катушек зажигания. Примеры оголенной эл. проводки и взорванные катушки зажигания.
Вывод – следует с особой осторожностью демонтировать катушки при отрицательных температурах.
Проверка системы зажигания. Блок управления при проблемах в системе зажигания фиксирует ошибки по пропускам работы цилиндров и зажигает контрольную лампу на панели приборов.
Система зажигания проверяется мотор тестером при использовании специальной линейки. Диагностом оцениваются импульсы работы катушек, и выносится диагноз. О исправности катушки.
Другая проблема системы зажигания это выход из строя датчика положения распредвала. При отсутствии импульсов с датчика пропадает синхронизация. Запуск мотора становится практически невозможным. При прокрутке двигателя стартером происходят «натыкания», удары, детонация и обратные вспышки. Данная неисправность стопроцентно определяется сканером по наличию ошибки Р0340 и подтверждается осциллографом (наличие – отсутствие импульса или пропадание импульса). Пример зафиксированной ошибки по работе датчика распредвала.
Пример проверки синхронизации иработы датчиков при помощи осциллографа места подключения и табличный график эталон.
Датчик распредвала и его устройство.
Еще одна проблема связана с человеческим фактором. При замене ремня ГРМ механики плохо закручивают (правильно не фиксируют) шкив коленвала. Который затем неминуемо откручивается. В результате от биений происходит износ коленвала, шестерни, маркерного диска и датчика оборотов коленвала. При разрушении «гвоздиков», фиксирующих маркерный диск - происходит смещение диска. Меняется синхронизация. При этом начинают происходить, со слов клиентов, загадочные вещи. Мотор очень долго запускается на холодную. Если запустится, то не реагирует на акселерацию до прогрева мотора. Определить эту проблему можно сняв осциллограмму синхронизации и оценив её. Или же можно проверить мотортестером реальный угол опережения зажигания. Косвенно можно судить о разрушениях в шестерне по ржавому налету на ремне ГРМ. Другой вариант, при наличии оборудования, проверить визуально эндоскопом положение маркерного диска.
Итоги.
Для содержания системы зажигания в рабочем состоянии нужно вовремя производить замену свечей зажигания. При зимнем запуске при сильных морозах использовать внешний подогреватель. Следить за состоянием ремня газораспределения и использовать топливо без воды и лишних примесей. Продолжение следует….