Двигатель троит- разбираемся в проблеме.

Троение двигателя - известная для водителей и диагностов неисправность.

Check Engine
Отказ одного или нескольких цилиндров в работе бензинового мотора- самая распространенная неисправность, с которой обращаются автовладельцы в автосервисы. При возникновении такой проблемы двигатель работает неустойчиво.Может загореться на панели приборов контрольная лампа Check Engine. Автомобиль при наборе скорости трясется, при перегазовках мотор «вздрагивает», «дробит». В простонародье это состояние мотора водители характеризуют как двигатель «троит». Для устранения такой простой, на первый взгляд, проблемы необходимо сначала определить, что является причиной поломки. А для установления точного диагноза причины троения мотора – необходим правильный диагностический анализ, опыт и применение специального оборудования.

Диагностируем двигатель


На первом этапе диагностировании «троения» сначала осматриваем и слушаем заведенный мотор. Все имеет значение. Стуки, свист, щелчки, «вздрагивание», запах тосола, сероводорода. Осматриваем целостность резиновых шлангов, гофр, протечку моторного масла и антифриза, целостность электропроводки, «сапунение» двигателя.

Окисление контактов коммутатора. Проводка разрушение проводки  Фишка катушки
Если заведенный мотор без нагрузки работает ровно, то нагружаем мотор включением АКПП, CVT и произведем Stall-test или "стояночный тест". Можно добавить к нагрузке мотора включение кондиционера, фар, печки, обогрева стекла и снова произвести перегазовку. На автомобилях с «механикой» - нужно тронуться с места с ускорением. Если происходит «дробление», «заикание» только вначале перегазовки - то вероятно есть проблемы с системой зажигания (в катушках, наконечниках, проводах, свечах), или с топливоподачей (имеется недостаток топлива, или же подсос воздуха). Если же мотор работает с «перебоями» и на холостом ходу, и «троение» происходит по всему спектру набора оборотов, то вероятнее всего-цилиндр не работает совсем. Нужно правильно локализовать проблемный цилиндр. Для этого подключаем к автомобилю диагностический сканер и получаем информацию от электронного блока управления двигателем ЭБУ:
Сканируем ДВС на наличие ошибок по пропускам в цилиндре. (Р0301,Р0306) Если вам повезло, и ЭБУ зафиксировал для вас пропуски (большая экономия времени) - фиксируем данные и далее разбираемся с конкретным цилиндром. 

 HONDA DTC DAIHATSU DTC 8TOYOTA DTC uaz DTC

Также просматриваем моторную дату на сканере и уделяем внимание показаниям топливной коррекции, зафиксированными пропусками зажигания, ошибкам по бедной или богатой смеси, и времени открытия инжекторов. Производим попутно газоанализ - фиксируем показания по кислороду и СО. Для понимания сути - бедная или богатая смесь.

gazoanaliz gazoanaliz gazoanaliz ideal

TOYOTA korreksia TOYOTA Data TOYOTA Freeze Frame korrekcia
Эти параметры понадобятся позже для точного диагноза проблемы. Если ошибок по «пропускам» в памяти ЭБУ нет, а цилиндр не работает то - делаем на сканере тест баланса цилиндров (если имеется в данной прошивке ЭБУ) для определения нерабочего цилиндра. Поочередно на сканере отключаем цилиндры, и определяем тот, на котором нет реакции по оборотам при его отключении. Возможно, придется нагрузить мотор - для проявления тряски, неровных оборотов или «троения». При отключении на сканере цилиндра - ЭБУ отключает импульс на форсунку в этом цилиндре. На рабочем цилиндре, при тестировании, обороты занижаются, а мотор начинает «трястись, троит». Однако, если на моторе негерметичный инжектор, то обороты могут напротив выровняться и двигатель заработает ровно. Косвенно на это укажут и показания газоанализа. Уровень СО будет завышен. Примеры: 


Если теста баланса работы цилиндров в данной прошивке ЭБУ нет, то для определения неисправного цилиндра – отключаем вручную поочередно инжекторы, и смотрим - при отключении какого цилиндра нет реакции двигателя (изменения оборотов). Естественно так поступаем, если есть доступ к инжекторам. Если нет доступа к инжекторам или испытуемый мотор с усилителем инжекторов, то необходим разбор и локализация работы цилиндров по другим признакам - нагар на свечах, дальнейшая проверка катушек или инжекторов, проверка давления в цилиндрах. Подсосы воздуха по коллектору или по линии EGR,VVTI. Если есть доступ к катушкам зажигания, применяем для исследования мотор тестер и измеряем высокое напряжение на катушках. Делаем перегазовку и по осциллограмме вычисляем проблемный цилиндр.

visokoe 19visokoe 20ign template
Если доступ к свечам и катушкам открыт, и вы определили, какой цилиндр не работает - следующий этап проверки - вычисляем, что не работает. В какой системе произошёл сбой. Нет искрообразования, топливоподачи, неплотный цилиндр или в двигатель поступает «лишний» воздух.


Проверяем систему искрообразования на наличие искры:

При нормальном доступе к катушке - самый быстрый и убедительный для владельца вариант проверки искры – проверка на разряднике. Визуально можно наблюдать все процессы-пробои, отсутствие искры или сбои. Устанавливаем высоковольтный разрядник (настраиваем пробивной зазор в 25кв) в провод или в катушку- заземляем его и запускаем мотор.

 Или же, повторюсь, проверяем высокое напряжение мотор тестером. Если искра имеется - проблема не в катушке.

visokoe 22visokoe 23visokoe 24visokoe


Искры нет – дальнейшая проверка катушек зажигания.

Смотрим на наличие дефектов на катушке зажигания (электрические пробои, трещины, потекший пластик, вода).

25katuchka 26katuchka 27katuchka 28katuchka 

29katuchka 30katuchka 32katuchka 38akatuchka 

Для окончательного «приговора» катушке зажигания ее можно подменить. Например, с соседним цилиндром. Такой подход применяется диагностами и водителями повсеместно, и он ошибочен без дополнительных проверок. Поясню. Перед подменой катушки зажигания проверяем наличие или отсутствие питания и массы катушки мультиметром. А управляющий импульс измеряем осциллографом. Если у вас, при проверке, окажется на управляющем выводе катушки напряжение питания 12в, то подменять катушку на этот канал нельзя. Нужно сначала искать замыкание в проводке или ремонтировать ЭБУ.

39proverka 41impuls 42impuls 44gluk 

45impulc 43toyota

И обязательно перед подменой катушки проверяйте свечку в нерабочем цилиндре. Замкнутый или пригоревший центральный электрод, нагары, цвет керамики, разрушение керамики. Что бы ни испортить исправную катушку зажигания. Примеры дефектов свечей зажигания:

46svechi 47svechi 49svechi 50svechi

51svechi 52svechi 54svechi 53elektrodi

55svechi 56svechi nagar
Проверили электрику - питание к катушке приходит, а импульс правильной полярности и амплитуды, свеча рабочая - можно подменить катушку с другого цилиндра, или имеющуюся у вас для проверок. Повторюсь. Если без проверок менять катушки местами, то есть вероятность «спалить» исправную катушку, и получить еще большую проблему. При замыкании электропроводки, драйвера или управляющего транзистора в ЭБУ. При ограниченном доступе к фишке катушки, или к самой катушке можно произвести проверку мотор тестером - проверка высокого напряжения. Если доступа нет совсем, то необходим съем впускного коллектора, демонтаж катушек и проверка их на тестовом генераторе с разрядником.


На все разборы понадобится больше времени и стоимость диагностики для клиента будет увеличена. Эти моменты ремонта необходимо оговаривать с владельцем автомобиля.
Подменили катушку - искра появилась. Очищаете свечу. Цилиндр заработал. Копируете оригинальный номер катушки для замены и отдаете автомобиль клиенту.


Искра имеется, а цилиндр не работает - проверяем свечу:

Если доступ возможен, то выкручиваем и проверяем свечу зажигания. Если свечка неисправна - подменяем её, проверяем работу цилиндра. Цилиндр заработал – отдаем клиенту автомобиль.
Искра имеется, свеча рабочая (проверили на стенде под давлением). Осматриваем керамику свечи около электродов. Вспоминаем предыдущие проверки - газоанализ. Если цвет (нагар) отличается от другой свечи «сильно светлый цвет керамики - керамика сухая (бедная смесь), или же наоборот - керамика в черном «бархате» или же свечка «мокрая» (богатая смесь), то проверяем подачу топлива и поступление масла или антифриза в цилиндр: Капающий инжектор "окрасит" свечу в черный цвет.

Далее примеры различных нагаров на свечках.

58nagar 59nagar nagar na sveche 61svecha

На моторах с непосредственным впыском топлива в цилиндры инжекторы работают под большим давлением. Нередко инжекторы начинают пропускать топливо.Капают или протекают.Проверить плотность инжекторов можно простым способом. Нужно отключить усилитель инжекторов из работы мотора и пытаться запустить двигатель.Если при прокручивании стартера будут происходить вспышки или мотор запустится проблема будет в явной протечнке инжекторов. Как в следующих примерах.

 
 


Проверяем подачу топлива в цилиндр.

Для этого сначала измеряем сопротивление инжектора неработающего цилиндра. Смотрим в букварь (мануал) для понимания того, какое должно быть сопротивление инжектора.Производим замер.

 62ingektor 63ingektor 64ingektor 68ingektor

При наличии сопротивления обмотки инжектора - проверяем управляющий импульс на инжектор и питание +12в. На моторах с непосредственным впрыском измеряется сопротивление обмотки на контактах усилителя и отсутствие электрического сопротивления выводов на массу.

65ingektor 66ingektor 

Для понимания исправности инжектора его необходимо активировать, подать на обмотку внешний импульс и услышать характерное срабатывание иглы инжектора (щелчки).

 
Если игла инжектора заклинила или приклеилась, то щелчка не будет. Можно произвести «токовую» проверку работы инжектора. Мотор тестером при помощи токовых клещей измеряем и сравниваем импульс открытия инжектора при работе мотора. При подозрении на загрязнение инжектора, либо при потере герметичности иглы - возникает необходимость её дальнейшей проверки на стенде. Для визуальной проверки распыления, налива и загрязнения.

70injektor  69injektor 71injektor 72injektor


Стоимость проверки не входит в стоимость штатной диагностики, и этот момент ремонта также оговаривается с клиентом.
При исправном инжекторе и наличии искры следующая проверка-проверяем цилиндр на герметичность: клапана, кольца, поршень, прокладка головки блока.
При доступе к цилиндру, первым делом исключаем «дыры» в камере сгорания - измеряем компрессию.
 
 
  Если давление в цилиндре есть - 10 кг и более, то нужно сравнить с соседним цилиндром. При разнице в 2 кг и более - будет заметное дробление при наборе оборотов двигателя. На холостом ходу мотор может «троить». И будут жалобы клиентов на «троение» при начале движения автомобиля (при разгоне). При отсутствии давления или при низком давлении - эндоскопом осматривается цилиндр на задиры, прогары в клапанах и трещины или дыры в поршне или в прокладке. При пониженном давлении измеряем зазоры клапанов.

75klapan 76klapan 77klapan 78klapan 


Также фиксируете попадание моторного масла на свечу. При небольшой утечке в клапанах компрессия будет не сильно отличаться от соседних цилиндров. Для более точной проверки клапанов и поршней применяют пневмотест цилиндров. Для этого накачивается воздух в цилиндр (в ВМТ). Утечки воздуха в клапанах будут явно видны на шкале манометра.

83air 84air 86air 85air 


Следует учитывать факт наличия компрессии в цилиндре при поломанных пружинах клапанов или направляющих бугелей, но цилиндр при этом раскладе не работает. Открытие и закрытие клапанов фиксируете эндоскопом – прокручивая коленвал.

Если все исправно - есть давление в цилиндре, искра и топливоподача – проверяем впускной тракт на подсосы воздуха:
При нештатном поступлении воздуха в двигатель после дросселя, могут измениться обороты. Они понизятся или повысятся. При большом подсосе воздуха через впускной коллектор по прокладке, двигатель начнет «трястись».

88air 89air 90air 91air
Будет эффект троения мотора. При тестах не будет реакции на какой-то цилиндр или цилиндры. При малой утечке обороты повысятся. При работе мотора будет прослушиваться характерный свист.

Подсосы могут быть по шлангам, клапанам вентиляции топливного бака, вентиляции картера, прокладкам или уплотнениям впускного коллектора, дроссельной заслонки или по клапану EGR.

92egr 93egr 94egr 95egr

Псевдо подсос воздуха может быть спровоцирован подклинившим клапаном VVTI.

Проверка подсосов нештатного воздуха начинается еще при диагностировании по осмотру резиновых шлангов и гофры воздушного фильтра. Далее по анализу данных датчика MAP (27-31кРа). Либо физически манометром измеряют давление в коллекторе. Затем на тестах проверяют работу клапана VVTI и клапана EGR. При активации клапана VVTI, на холостых оборотах мотор глохнет. А при постепенном открытии EGR- двигатель изменяет обороты «трясется» и тоже может заглохнуть. Если нет реакции на плавное открытие клапана EGR – большая вероятность заклинивания штока клапана в приоткрытом состоянии. Из-за грязи, нагаров, попадания посторонних предметов под тарелку клапана. Плотность впускного тракта мотора можно проверить дымогенератором.


Это штатные проблемы, которые часто встречаются на практике. Но бывают и экзотические случаи, которые связаны с человеческим фактором. Предыдущие аварии автомобиля, самостоятельные ремонты, установки сигнализаций на авто – оставляют «следы» в электрооборудовании и механике мотора автомобиля.
Нужно всегда проверять при диагностике разность потенциалов по массе. При работе мотора мультиметром измеряют ток от минуса АКБ на клемме, до кузова и мотора. А также измеряется ток от плюса АКБ до плюса катушки зажигания. При некачественной установке блокировок сторонней сигнализации токи могут достигать 4-5 ампер, что при работе мотора будет проявляться как троение, дробление. При перегазовках двигатель как бы «захлебывается». Происходит потеря мощности.

Оборудование необходимое для ремонта.
Диагностический сканер, компрессометр, пневмотестер, мультиметр, контрольная лампа, мотор тестер, разрядник, генератор сигналов для проверки катушек зажигания, осциллограф, генератор сигналов для инжекторов, газоанализатор, установка для проверки и очистки свечей зажигания, дым - машина, стенд для проверки инжекторов, набор инструментов.
Это статья - небольшая шпаргалка для помощи в определении проблем начинающим диагностам и владельцам автомобилей. Для понимания процесса поиска причин такой, на первый взгляд, простой неисправности - как «троение» двигателя. Всем удачный ремонтов.
Владимир Бекренёв г. Хабаровск.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.У вас нет прав оставлять комментарии.

Услуги по диагностике автомобиля

  • Это комплекс проверок систем и датчиков автомобиля при помощи широкого арсенала приборов. Сканирование, газоанализ, эндоскоп, мотортестер, измерение давления топлива, осциллограф, мотор тестер и дымогенератор
    Подробнее
  • Замену топливного и воздушного фильтров необходимо производить строго по пробегу или при явном загрязнении. Топливный фильтр меняют после 30 тыс.км пробега. Из-за грязного фильтра ломается бензонасос,возрастает расход топлива.
    Подробнее
  • В процессе эксплуатации происходит загрязнение инжектора, постепенно изменяется производительность инжектора,и нарушается распыление топлива. Все это приводит к недоливу и к неправильному приготовлению топливной смеси.
    Подробнее
  • Давление в топливной системе должно быть постоянным. что бы инжектор правильно распылил топливо в коллектор для образования однородной топливной смеси. При изменениях давления топлива возникают сбои в работе мотора. Теряется
    Подробнее
  • Износ свечей зажигания провоцирует возникновение многих проблем в двигателе. Срок службы свечей составляет от 5 до 100 тыс.км. По состоянию свечей определяются неисправности двигателя. Своевременная замена свечей залог правильной работы мотора
    Подробнее
  • Расход топлива автомобиля. Количество расходуемого автомобилем топлива, для владельцев, является одним из важнейших показателей при выборе автомобиля.  Автокомплекс «Южный» оказывает услуги по изучению и устранению (если таковой имеется) расхода топлива
    Подробнее
  • Проверка катализатора на автомобиле Для уменьшения вредных выбросов на современных автомобилях применяют катализаторы. Предназначение катализатора - окислять вредные соединения, содержащиеся в выхлопных газах. Нейтрализаторы различаются по типу носителя, на который непосредственно
    Подробнее
  • Замена топливного насоса на автомобиле Система подачи топлива имеет первостепенное значение для работы мотора. Нет правильной подачи топлива - нет движения. Загрязнение топливной системы напрямую отражается на топливных насосах. При загрязнении
    Подробнее
  • Замена датчиков электронных блоков электропроводки После проведения комплексной компьютерной диагностики систем автомобиля у клиена всегда возникает вопрос, где менять или ремонтировать автомобиль? Автокомплекс «Южный» предоставляет своим клиентам услуги по замене
    Подробнее

Авторизация

Канал на YouTube

Услуги

Комментарии

  • Toyota D4 двигатель 3S-FSE
    01.11.2021 15:16
    Владимир, спасибо Вам большое за помошь. Отписываюсь о сегодняшнем дне. Разобрал ТНВД, плунжер можно ...
     
  • Toyota D4 двигатель 3S-FSE
    01.11.2021 10:58
    Евгений. Тогда у вас проблемы с давлением. Включите манометр на входе в ТНВД и проверяйте не падает ли ...
     
  • Toyota D4 двигатель 3S-FSE
    30.10.2021 17:04
    Владимир, сетка почищена. Подключился к датчику давления мультиметром и попробовал проехать, в момент ...

Галерея